Государственно-общественное управление – это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения и общественность.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя:
- всех участников образовательного процесса,
- органы управления образовательного процесса
- органы государственного управления образованием;
- нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
- процедуры и механизмы их взаимодействия
В основу положена трехуровневая структура управления.
Уровень стратегического управления. Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива утверждает план развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
Уровень тактического управления. Педагогический и методический советы, родительские комитеты классов.
Уровень оперативного управления. Школьные методические объединения.
Совет школы – это коллегиальный орган управления Учреждения, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия, определенные уставом Учреждения, по решению ряда важных вопросов функционирования и развития Учреждения. Совет школы является высшим органом самоуправления, так как он представляет интересы всех групп участников образовательного процесса, т.е. учащихся, родителей (законных представителей) и работников Учреждения. Директор Учреждения входит в состав совета школы по должности как представитель администрации.
Совет школы работает на общественных началах. Решения совета школы, принятые в рамках его компетенции, являются обязательными для директора Учреждения, работников Учреждения, учащихся и их родителей (законных представителей).
К компетенции Совета школы относится:
-определение основных перспективных направлений функционирования и развития школы (совместно с педагогическим советом);
-привлечение общественности к решению вопросов развития школы;
-содействие по созданию в Учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
-финансово-экономическое содействие работе Учреждения за счет рационального использования выделяемых Учреждению бюджетных средств и содействию привлечению внебюджетных источников для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
-контроль качества и безопасности условий обучения и воспитания в Учреждении, принимает меры к их улучшению;
-утверждение программы развития школы по представлению руководителя Учреждения;
-обеспечение участия представителей общественности в процедурах итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме единого государственного экзамена;
-участие в подготовке и утверждение публичного (ежегодного) доклада руководителя Учреждения, предоставление учредителю и общественности информации о состоянии дел в школе;
-рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействия) педагогических и административных работников Учреждения;
-заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года.
Совет школы несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений по вопросам, входящим в его компетенцию. Решения Совета школы не должны противоречить законодательству Российской Федерации, интересам Учреждения.
Учредитель вправе распустить Совет школы в случаях, если он:
– не проводит свои заседания;
– не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству.
В целях рассмотрения основных вопросов организации образовательной деятельности, изучения передового педагогического опыта в Учреждении действует педагогический совет.
Членами педагогического совета являются все педагогические работники Учреждения, включая совместителей. Председателем педагогического совета является директор Учреждения. Он назначает своим приказом секретаря педагогического совета.
1).Заседания педагогического совета созываются не реже четырёх раз в год в соответствии с планом работы Учреждения. Ход заседания педагогического совета и решения оформляются протоколом, который подписывается председателем педагогического совета и секретарем. Книга протоколов педагогического совета хранится в Учреждении 75 лет.
2) Компетенция педагогического совета:
-разрабатывает и принимает образовательную программу Учреждения;
-обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;
-принимает план работы на учебный год;
-разрабатывает, принимает и представляет на утверждение распределение часов «школьного компонента»;
-принимает решения о проведении промежуточной аттестации учащихся и количестве предметов;
-решает вопрос о допуске учащихся выпускных 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации, награждении учащихся похвальными грамотами, медалями «За особые успехи в учении»;
-решает вопрос об условном переводе учащихся, имеющих академическую задолженность, в следующий класс;
-решает вопрос об оставлении на повторный год обучения или переводе на семейное образование (по усмотрению родителей (законных представителей) учащихся, имеющих академическую задолженность по двум или более предметам по результатам учебного года;
-решает вопрос о переводе в следующий класс учащихся, освоивших в полном объёме образовательные программы;
— обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных учащихся в присутствии их родителей (законных представителей);
3) Решения педагогического совета принимаются открытым голосованием. Решение педагогического совета Учреждения считается правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и считается принятым, если за решение проголосовало не менее половины членов списочного состава педагогического совета Учреждения. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета. Решение педагогического совета Учреждения, принятое в пределах его полномочий, является обязательным для выполнения всеми членами педагогического коллектива.
Общее собрание работников образовательного Учреждения (далее – общее собрание):
Общее собрание работников образовательного Учреждения составляют все работники Учреждения.
В начале каждого учебного года на первом заседании общего собрания открытым голосованием избирается председатель и секретарь общего собрания. Срок полномочий председателя и секретаря составляет один учебный год.
Компетенция общего собрания:
– обсуждает и принимает коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка;
– создает постоянные и временные комиссии по различным направлениям работы, определяет их полномочия;
– вносит предложения Учредителю по улучшению финансово-экономической деятельности Учреждения;
– заслушивает отчет директора, отдельных работников;
— принимает Устав Учреждения;
— рассматривает кандидатуры учителей, представляемых к почетному знаку «Почетный работник общего образования» и к почетным званиям «Заслуженный учитель РФ».
Общее собрание собирается по мере необходимости и правомочно при наличии не менее половины всех работников Учреждения.
Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало 50% присутствующих и является обязательным для работников, учащихся и их родителей (законных представителей). Процедура голосования устанавливается общим собранием.
Совет родителей избирается на общешкольном родительском собрании и ему подотчетен. Основными задачами Совета родителей комитета являются:
–содействие администрации Учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности, в защите законных прав и интересов учащихся, в организации и проведении общешкольных мероприятий;
–организация работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье;
– координация деятельности родительских комитетов классов;
– контроль качества питания и медицинского обслуживания учащихся;
-взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних учащихся.
В целях учета мнения учащихся в Учреждении создан совет старшеклассников.
Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения и прошедший соответствующую аттестацию и назначаемый Учредителем в установленном законодательством порядке.
В школе организовано школьное ученическое самоуправление– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться. Осуществляется преемственность деятельности учащихся на всех возрастных ступенях обучения. Исполнительным органом школьного ученического самоуправления, действующим между всеми возрастными ступенями обучения, является совет старшеклассников. Деятельность органов школьного ученического самоуправления направлена на координацию ученических коллективов. Органом самоуправления классов является актив класса.
К компетенции органов школьного ученического самоуправления относится:
· создание рабочих органов, выбор актива, делегатов;
· организация сборов, конференций;
· взаимодействие с органами управления школой, обозначенными в Уставе, Положениях;
· разработка внутренних законов, правил, требований;
· планирование классной, школьной, внешкольной деятельности; формирование уклада школьной жизни;
· организация и участие в образовательной, проектной, творческой, исследовательской, досуговой, здоровьесберегающей деятельности;
· поддержание дисциплины и порядка в школе.